Fujimiya Ran (aya_weiss) wrote in ru_logh,
Fujimiya Ran
aya_weiss
ru_logh

Categories:

Архетипы и Райнхард

Архетип (искусство) — первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение (глупый король, злая мачеха, верный слуга и т. п.)
Архетип (литература) — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.

Я не филолог, поэтому прошу рассматривать этот пост как упражнения дилетанта и личное мнение.
"Легенда о героях Галактики" - многоплановое произведение, удивительно органично сочетающая разные стили повествования. Галактический Рейх - это эпос, героический пафос и легенда. Союз Свободных Планет - это реализм, производственный роман и сниженный до иронии пафос. Обе стороны представляют каждая свою сторону героизма, политического и человеческого идеала.
Автор мастерски использовал мифологические и исторические архетипы, литературные и исторические аллюзии.
Некоторую часть архетипов я собираюсь рассмотреть. Итак, в "Легенде" два главных героя, это Райнхард фон Лоэнграмм со стороны Рейха и эпоса и Ян Вэньли со стороны Союза и реализма.
Начну с Райнхарда.

1. Истинный король

Первый архетип, который приходит на ум при взгляде на историю Райнхарда фон Лоэнграмма - это "истинный король".
По Фрэзеру, изначально царь (правитель) был одновременно верховным жрецом, посредником между миром людей и миром богов. Чтобы исполнять свой долг и функции, царь должен был соблюдать множество ритуальных запретов и обладать ритуальной чистотой. Это поверье обнаружено практически у всех народов мира, знакомых с концепцией власти. Позднее это представление трансформировалось в представление о короле или императоре как о человеке высоких морально-нравственных достоинств. Трансформация шла в связке с развитием религий и этики. Так, Ксенофонт в "Киропедии" описывает персидского царя Кира как идеально воспитанного человека, пригодного к роли верховного правителя народа. Из тех же представлений об идеальном правителе исходил сиракузянин Дион, приглашая в Сиракузы Платона, чтобы прославленный философ повлиял на тогдашнего тирана Дионисия Младшего, того же мнения был и Аристотель, наставник Александра Македонского.
В Средние Века идеал христианского государя требовал от правителей соответствия моральным нормам христианства идеалам рыцарства. Примером такого короля-рыцаря является французский король Людовик IX Святой. Рыцарским и христианским традициям следовал и испанский король Карл V, пленивший Франциска I Французского при Павии. Разумеется, рыцарские идеалы были сословными, и, например, на знатных соратников Жанны д`Арк они распространялись, но на нее саму - нет.
В конце концов архетип "истинного короля" пришел к следующему виду: истинный король должен быть нравственно безупречен, вершить справедливый суд и заботиться о своих подданных. Нарушение этого идеала ведет к угасанию династии и падению королевства. Так, угасание рода Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского приписывали тому, что они обманули изгнанного эмира Гранады после того, как он исполнил свою часть договора и помог им взять Гранаду, последний оплот ислама в Испании.
Европейский архетип истинного короля воплощен в короле Артуре. Полностью он таков: будущий истинный король воспитывается в безвестности, не зная о своем происхождении и предназначении. Его наставник - мудрый старец, ученый, маг и волшебник. У него есть верный побратим - сын его воспитателя. Еще совсем юным будущий король совершает деяние, которое раскрывает его истинное предназначение, и становится королем. Он принимает власть после увечного или неправедного короля, восстанавливая в стране мир и закон. Впоследствии он собирает при дворе лучших рыцарей королевства и устанавливает мир и порядок. В ходе своего правления Артур вершит справедливый суд. Финал правления Артура трагичен, здесь накладываются архетипы инцеста и соперничества отца и неузнанного сына. А вот история любви королевы Гвиневеры и первого из рыцарей сэра Ланселота некоторое отношение к "Легенде" имеет, мы к ней еще вернемся.
Возвращаясь к истории, мы видим реально существовавшего правителя, который соответствует артуровскому архетипу. Это Александр Македонский. Нелюбимый сын царя Филиппа, ученик великого философа Аристотеля, Александр еще в ранней юности собрал вокруг себя сыновей военачальников и принцев-заложников вроде Неарха. Один из этих юношей, Гефестион, стал Александру верным другом и ближайшим соратником. Александр сменил на троне своего отца Филиппа, человека грубого и развратного. Александр при поддержке своих диадохов завоевал половину известного эллинам мира, попытавшись примирить и объединить древние культуры-соперницы, Элладу и Персию. Великий полководец, он был и хорошим политиком. Основал множество новых городов. Финал жизни Александра тоже трагичен - сначала умер верный Гефестион, затем затеял мятеж Филота, глава гетайров и сын старого и верного полководца Пармениона. В 33 года Александр заболел и умер в Вавилоне.
Итак, мы имеем мифологический и исторический архетипы юного правителя-военачальника.
Оба они достаточно полно отражены в образе Райнхарда фон Лонграмма.
Он совершает множество подвигов с самого раннего возраста - это тоже одна из черт будущего истинного правителя. У него есть верный соратник и побратим - Зигфрид Кирхайс. Он собирает вокруг себя способных и преданных ему военачальников, а затем и гражданских деятелей, разделяющих его цели и идеалы. Достигнув высот власти, Райнхард свергает ослабевшую династию Гольденбаумов и объявляет себя императором - кайзером Галактического Рейха. По дороге погибает его верный друг - потеря, от которой Райнхард так и не оправился до конца. Затем он завоевывает вторую половину обитаемой Галактики и объединяет всю Ойкумену человечества. Верный соратник и вассал поднимает против него мятеж и погибает. Умирает Райнхард молодым, в захваченной им торговой столице мира, местном Вавилоне, от неизвестной болезни.
Сходство биографии Райнхарда фон Лоэнграмма и Александра Македонского дает основания говорить о Райнхарде как об "Александре Галактики" (с) Элизабета.
Имеются и расхождения с обоими архетипами.
В отличие от Артура и Александра, Райнхард не является законным наследником и сыном предыдущего правителя, но родство будущего истинного короля с предыдущим правителем - довольно поздний мотив. Например, в ирландской мифологии смена старого короля молодым и более достойным никак не связана с их родством - так, Энгус МакОк сменяет Дагду, властителя Бруга на Бойне, благодаря своим достоинствам и хитрости.
Наставник Райнхарду достается с ощутимым изъяном. Я имею в виду не врожденную слепоту Оберштайна, а то, что его советы никак не соотносятся с этикой. Слепота и искусственные глаза Оберштайна - это такой же признак связи с потусторонним миром, как волшебство Мерлина (еще один архетип, на этот раз волшебного помощника). Однако в отличие от Мерлина и Аристотеля Оберштайн не воспитывает Райнхарда с детства, он появляется когда Райнхард уже взрослый и самостоятельный деятель. Изъян Оберштайна в роли архетипического наставника приводит к греху истинного правителя. У Артура это инцест с сестрой Морганой и попытка убить родившегося от этой связи младенца Мордреда. У Александра - казнь Пармениона. У Райнхарда - Вестерланд.
В отличие от царств Артура и Александра, судьба Нового Рейха не так трагична - после смерти основателя он не распадается на части, соратники Райнхарда не бросаются делить его наследство, а сохраняют и преумножают его ради райнхардова сына-младенца.
Еще одно отличие - это наложение на архетип "истинного короля" специфически японского архетипа "месть за сестру". Об этом архетипе я скажу отдельно.
В некоторых моментах Райнхард явно уподоблен не знающему страха Зигфриду. Отсылкой и напоминанием об этом служит белая "Брунгильда и операция с кощунственным названием "Рагнарёк".
Немаловажная деталь - выдающаяся красота Райнхарда. Архетип "истинного правителя" в исходном виде, описанном у Фрэзера, требует физического совершенства правителя. Александр Македонский был красив по любым меркам, в чем можно убедиться по сохранившимся изображениям. Король Артур также изображался либо прекрасным юношей, либо красивым мужчиной.
Вся история Райнхарда подана в высоком стиле с явными мифологическими отсылками и в то же время в реалистическом ключе. Архетип "истинного короля" является главным для этого персонажа. Другие архетипы, наложенные на него, я изложу следующим постом.
Tags: reinhard von lohengramm
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments